Анна УМНОВА,
педагог-психолог
Как провести родительское собрание: советы психолога
По статистике, средний родитель за
время обучения своего ребенка в школе посещает примерно 40
родительских собраний и проводит на них около 80 часов своей
жизни. Для того чтобы родительское собрание прошло интересно и
эффективно как для родителей, так и для классного руководителя,
необходимо учитывать ряд психологических аспектов его
подготовки, организации и проведения.
Родительское собрание является необходимым элементом школьной
жизни и важным инструментом в работе школьного учителя. Учителя
и родители оказывают влияние на развитие, обучение и воспитание
детей, поэтому необходимо их взаимодействие, формой которого
является родительское собрание.
Главная задача родительских
собраний — совместно с родителями найти решения возникающих
проблем в воспитании и обучении детей. Помимо этого,
родительские собрания могут использоваться для того, чтобы
повысить педагогическую культуру родителей, стимулировать их
участие в жизни класса, ответственность за воспитание своих
детей.
Прежде чем начать подготовку к
родительскому собранию педагогу полезно вспомнить о том, зачем
родители посещают родительские собрания. Как правило, они делают
это по следующим причинам.
Во-первых, родители желают
получить от педагогов и администрации информацию о своем
ребенке, его учебных успехах и поведении. Психологически за этим
часто кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их
ребенок не хуже других детей.
Во-вторых, на родительских собраниях родители могут получить
конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание,
что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной
деятельности ребенка.
В-третьих, родителям важно узнать
и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с
которыми ребенок взаимодействует в учреждении.
В-четвертых, в ходе собраний
проходит обсуждение с педагогами и администрацией различных
конфликтных ситуаций.
Безусловно, родительское собрание является также формой
продуктивного общения родителей между собой для знакомства,
обмена информацией, решения общих проблем учащихся и т.д.
Понимание и учет этих факторов
позволит педагогу успешно подготовиться и грамотно выстроить
структуру родительского собрания.
Подготовка родительского собрания предполагает определение его
темы и принятие решения о том, кого следует пригласить на
собрание (представителей администрации, учителей, школьного
психолога, гостей).
Выбор темы родительского собрания
следует увязать с целями текущей деятельности класса,
особенностями протекания процессов обучения и воспитания,
направлениями построения взаимоотношений школы и семьи.
Темы родительских собраний можно
определить заранее на более длительный период (год и более),
однако в этом случае учителю целесообразно согласовать их с
родителями учащихся.
Следует помнить о том, что
разговор на родительском собрании не может быть ограничен
рассмотрением лишь учебных дел школьников, поэтому педагогу
нужно учесть более широкий спектр вопросов, затрагивающих
различные аспекты интеллектуального, духовно-нравственного и
физического развития детей.
Повестка очередного собрания в
большинстве случаев определяется учителем совместно с родителями
либо с учетом их мнений, иначе откровенного заинтересованного
разговора со стороны родителей на самом собрании может не
получиться.
Выбор темы и вопросов для
обсуждения на родительском собрании очень важен. С точки зрения
психологии учителю лучше определить одну наиболее важную
проблему, касающуюся учеников класса, и на ее обсуждении
построить разговор с родителями.
В качестве основных направлений,
по которым можно определить конкретную тему, учителем могут быть
избраны следующие:
• подведение итогов совместной
деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие или
учебный год;
• повышение педагогической
культуры родителей, пополнение их знаний по определенным
вопросам воспитания ребенка в семье и школе;
• демонстрация и анализ учебных
достижений учащихся класса, определение их потенциальных
возможностей;
• пропаганда опыта успешного
семейного воспитания, профилактика неверных действий по
отношению к детям со стороны родителей.
Накануне собрания классному
руководителю целесообразно провести собеседование с другими
учителями класса. Целью такой встречи может стать обсуждение
учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках.
Полученную информацию в дальнейшем можно использовать для
анализа и обобщения практики участия школьников в
образовательном процессе.
Следует также определить
организационную форму родительского собрания: традиционное
собрание, круглый стол, конференция, активная дискуссия и др.
Применение практических форм родительского собрания позволит
педагогу разнообразить способы организации мыслительной и
практической деятельности родителей, активнее вовлечь их в
обсуждение поставленных вопросов.
Несмотря на то что повестка
родительского собрания разрабатывается самостоятельно педагогом
и носит творческий характер, необходимо, чтобы она включала в
себя следующие составные части.
1. Вступительное слово классного
руководителя
На данном этапе классный
руководитель должен озвучить повестку собрания, определить его
цели и задачи, познакомить с порядком совместной работы его
участников, представить приглашенных на собрание, подчеркнуть
актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть
непродолжительным, но одновременно содержать достаточную
информацию для формирования у родителей представления о целях,
задачах и организационных моментах проводимого собрания. Важно с
первых минут собрания мобилизовать, заинтересовать и подготовить
родителей к активному участию в нем.
2. Анализ учебных достижений
учащихся
В этой части родительского
собрания классный руководитель должен рассказать родителям об
общих результатах учебной деятельности класса. В самом начале
ему стоит предупредить родителей, что ответы на конкретные
вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат отдельно,
в рамках персональной встречи. В ходе знакомства участников
родительского собрания с мнением учителей следует помнить о
повышенной тревожности родителей, поэтому, передавая те или иные
суждения, нужно отказаться от субъективных оценок. Разговор
нужно вести не столько об отметках, сколько о качестве знаний
учащихся.
3. Ознакомление родителей с
состоянием эмоционального климата в классе
Классный руководитель на этом
этапе анализирует поведение ребят в значимых для них ситуациях
(на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.).
Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний
вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с
поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны
понимать значение школы как института общения, в котором ребенок
получает ценный опыт взаимодействия с другими людьми. Эта цель
не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Учителю
следует быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в
адрес конкретного ученика, а тем более родителя.
4. Психолого-педагогическое просвещение
Этот компонент родительского
собрания не нужно выделять в отдельный пункт повестки дня
собрания, он должен быть естественным образом включен в
структуру других его составляющих. Классному руководителю
целесообразно предложить родителям информацию о новинках
педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах,
которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения
отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание
педагога-психолога, социального педагога, других специалистов. В
этом плане родительские собрания — прекрасная возможность
рассказать о содержании работы этих специалистов и наладить их
контакт с родителями.
5. Обсуждение организационных
вопросов (экскурсии, классные вечера, и т.д.)
Обсуждение состоит из отчета о
проведенной работе и информации о предстоящих делах.
6. Личные беседы с родителями.
На этом этапе особым объектом
внимания учителя должны стать родители детей, имеющих проблемы в
обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто
эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний,
и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство
безопасности, дать понять, что их не осуждают, а стремятся
помочь. Собрание должно просвещать родителей, а не
констатировать ошибки и неудачи их детей в учебе. С точки зрения
психолога, очень эффективна тактика присоединения, которая
начинается словами: «Я вас понимаю!». Однако это не значит, что
родители других детей должны быть обделены вниманием.
Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать
каждому из них.
Для организации общения с
родителями важно найти оптимальный вариант поведения, который
создаст атмосферу взаимопонимания и уважения. В этом случае
родительское собрание будет наиболее эффективным способом
взаимодействия педагогов и родителей.
В ходе проведения родительского
собрания педагог должен учитывать психологические особенности и
стереотипы отдельных родителей, в силу которых они могут
проявлять недоверие, напряженность и даже агрессию.
Так, например, некоторые родители
придерживаются мнения, что школа должна компенсировать
недостаток внимания, воспитания и времени, которое им не удается
уделять своим детям. А это, в свою очередь, может привести к
неоправданно завышенным требованиям со стороны родителей по
отношению к классному руководителю. Задача учителя в такой
ситуации — преодолеть внутреннее сопротивление родителей и
сформировать мотивацию к совместной деятельности.
При взаимодействии необходимо
учитывать насущные задачи, которые имеют место в семье и
проявляются в школе. Важно помнить, что участников собрания не
нужно подвергать оценке, их нужно направлять, а не давить на них
или, что еще хуже, осуждать.
Учитывая, что родительское собрание — одна из форм
социально-психологического взаимодействия школы и родителей,
можно дать несколько действенных советов классному руководителю
по повышению его эффективности.
Перед встречей с родителями
педагогу необходимо снять собственное напряжение, быть спокойным
и собранным. Это поможет создать в ходе собрания добрые,
доверительные отношения с родителями.
На проведение родительского
собрания следует отвести не более полутора часов. Во-первых, это
тот период, в течение которого родители способны адекватно
воспринимать информацию, активно участвовать в обсуждении тех
или иных вопросов. Во-вторых, следует беречь личное время людей,
приглашенных на собрание. Поэтому для педагога уместным будет
установить регламент и строго следить за его соблюдением. Перед
началом родительского собрания педагогу следует объявить те
вопросы, которые он планирует обсудить с родителями.
С точки зрения психологии начинать
разговор следует с позитивного, затем говорить о негативном, а
завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О
плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих
учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то
при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках —
индивидуально с каждым из родителей.
Разговаривать с родителями следует
спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников
— и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с
верой в своего ребенка. При обсуждении проблемных вопросов
учитель может опираться на жизненный и педагогический опыт
наиболее авторитетных родителей.
Общаться нужно на понятном
родителям языке, без употребления специальной терминологии. С
помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать
родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.
Педагогу следует отказаться от
поучений, нотаций, высокомерия. Беседу следует строить исходя из
сотрудничества обеих сторон: попытаться понять родителей,
правильно определить волнующие их вопросы. Нужно стремиться
убедить родителей в том, что у школы и семьи одни и те же общие
задачи.
Необходимо также соблюдать
конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании,
не должно выноситься за его пределы).
Результатом совместной работы на
родительском собрании должна стать уверенность родителей в том,
что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на
поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы.
Классному руководителю,
организующему родительское собрание, не следует осуждать за
неявку отсутствующих родителей, сравнивать успехи отдельных
учащихся и разных классов, давать негативную оценку всему
классу.
Педагог не должен забывать, что
главными показателями эффективности родительского собрания
являются активное участие родителей, обсуждение поставленных
вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и
рекомендации.
Подведение итогов собрания
проходит на самом собрании. Необходимо сделать выводы,
сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке
к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к
проведенному собранию — для этого можно подготовить опросные
листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии
станут предметом размышлений для классного руководителя.
Действительно, для учителя важно не только собрание, но и его
результаты, поскольку их анализ позволит скорректировать
педагогическую работу с учащимися, выстроить дальнейшие
отношения с родителями, улучшит понимание проблем обеих сторон.
С точки зрения психолога,
формирование у родителей установки на дальнейшее тесное
сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце
собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи
в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное
участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного
воспитания.
Очень важно, чтобы заключительная
часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе
педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе
обсуждения.
Родительские собрания являются
весьма эффективной формой обратной связи с родителями,
основанной на общности их интересов и переживаний, касающихся их
детей. Поэтому грамотно организованное и проведенное
родительское собрание дает возможность не только решить
определенные вопросы, связанные с обучением детей, но и помогает
учителю строить долгосрочное взаимодействие с родителями и быть
уверенным в том, что наиболее важные задачи станут предметом
коллективного рассмотрения и будут своевременно решены.
Администратор образования №16,
август 2011
В ОГЛАВЛЕНИЕ