Администратор образования

 

 

ГЛАВНАЯРУБРИКИАРХИВ НОМЕРОВПРАВОВАЯ БАЗАПРИЛОЖЕНИЯНАШИ КОНСУЛЬТАЦИИТРИБУНАПОДПИСКАЦЕНЫКОНТАКТЫ

Л.В. ШМЕЛЬКОВА,
заместитель начальника отдела развития
системы подготовки и повышения квалификации
педагогических работников
Департамента общего образования
Минобрнауки России

требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся в вопросах и ответах

Вопрос. Какие требования установлены для образовательных учреждений в части охраны здоровья обучающихся?

Ответ. По данным Минздравсоцразвития России (доклад В.И. Широковой на Всероссийской научно-практической конференции «Школьное питание: задачи и стратегия развития в современных условиях» 23 сентября 2009 г.), состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:

• из 13,4 миллиона детей школьного возраста более половины — 53% — имеют ослабленное здоровье;

• две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;

• лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых.

Проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков исследования (доклад В.Р. Кучмы на Всероссийском съезде «Здоровое поколение — здоровая Россия» 18 ноября 2009 г.) показали, что количество детей в возрасте 6—7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32%.

Около 10% детей школьного возраста имеют сниженные антропометрические характеристики. Частота низкой массы тела у детей и ее дефицит выявляются в три раза чаще, чем десять лет назад. Около 7% школьников страдают ожирением.

По данным, опубликованным в международном отчете «Здоровье и поведение детей школьного возраста», численность школьников, жалующихся на состояние здоровья более чем один раз в неделю, составляет:

в Австрии — 17% девочек и 12% мальчиков;

в Португалии — 29% и 16%;

в Исландии — 29% и 26%;

во Франции — 41% и 31%;

в России — 41% и 32%;

в Турции — 68% и 53% соответственно.

К факторам риска для здоровья российских школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести снижение их физической активности, чрезмерную интенсивность образовательного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей, недостатки в качестве питания и материально-техническом оснащении образовательных учреждений.

Так, по данным Роспотребнадзора, при подготовке образовательных учреждений к новому учебному году основными причинами отказов в принятии учреждений являлись:

незаконченные ремонтные работы;

неполное соответствие специализированных кабинетов и помещений санитарным правилам и нормативам;

отсутствие необходимого набора ученической мебели;

устаревшие санитарно-техническое оборудование и оборудование пищеблоков;

недостатки в системах освещения, отопления, водоснабжения, канализации.

В сложившихся условиях сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, его интеллектуальное и физическое развитие становятся важнейшими государственными задачами.

В рамках реализации Плана первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010 год (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 246-р) начата системная работа по направлению «Сохранение и укрепление здоровья школьников».

В качестве проектной задачи указанного направления было определено создание нормативно-правовых, организационно-методических условий для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья (физического, психологического, социального) обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию человека.

Первым в ряду мероприятий данного направления стояла задача разработки (и последующей реализации) федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся.

Такие требования были разработаны и утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный № 19676).

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников, которые должны быть созданы в каждом образовательном учреждении.

Федеральные требования включают восемь групп требований.

Первая группа предъявляет требования к наличию в образовательном учреждении системной работы по здоровьесбережению школьников. Это означает, что данное направление деятельности должно быть зафиксировано в основных документах школы: уставе, образовательной программе, программе развития и других локальных актах. Причем это должно быть не просто зафиксировано, но должно в действительности осуществляться через различные составляющие образовательного процесса (в урочной и внеурочной деятельности, в воспитательной работе, в деятельности психологической службы и др.), а также через совместную работу с организациями и ведомствами, заинтересованными в укреплении здоровья детей.

Вторая группа требует наличия в школе особой инфраструктуры начиная от оснащения и оборудования территории, здания, кабинетов школы до наличия квалифицированных специалистов (учителей, медицинских работников, психологов, тренеров, тьюторов и др.), готовых вести оздоровительную и профилактическую работу. Это значит, что в школе должна быть не просто «комната психологической разгрузки», «сухой бассейн» в рекреации или тренажер, но и тот коллектив сотрудников, который обеспечит оптимальную работу этого оборудования в интересах здоровья детей.

Очень важной является третья группа требований. Она касается всех, кто работает в школе: от директора до технических работников. Это — рациональная организация образовательного процесса. Ребенок должен чувствовать себя в школе комфортно, защищенно и не испытывать перегрузок ни физических, ни психологических. А это зависит от того, как его встретили в школе (улыбнулись или накричали); насколько было интересно на уроке и смог ли ученик реализовать себя в различных видах деятельности, совпала ли его самооценка с оценкой взрослых и товарищей и многого другого, что в совокупности и создает здоровьесберегающую образовательную среду.

Детский спорт не должен быть оторван от большого спорта. Чем раньше ребенок будет вовлечен в массовые занятия физической культурой и спортом, тем эффективнее будут результаты формирования у него здорового образа жизни, тем большее количество юных спортсменов из школ перейдет в учреждения олимпийского резерва.

Четвертая группа требований состоит в том, чтобы в каждой школе была четко продумана и организована не только физкультурно-оздоровительная, но и спортивно-массовая работа, активнее развивался массовый спорт в каждом образовательном учреждении. Это позволит своевременно выявлять, развивать и оказывать поддержку талантливым юным спортсменам в достижении высоких спортивных результатов и переходе их в большой спорт, а также сделать физкультурно-оздоровительные мероприятия интересными и доступными для всех без исключения школьников (в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья). Занятия физкультурой и спортом должны быть интересными и полезными для детей.

Пятая группа требований — это наличие в каждой школе просветительской и методической работы по вопросам здорового и безопасного образа жизни. Эффективной работа по сохранению и укреплению здоровья детей может быть тогда, когда она активно проводится школой в тесном взаимодействии с семьей ребенка, с организациями (учреждениями) физической культуры и спорта, туризма, культуры, здравоохранения, гражданской обороны и др. Это конкурсы «Школа — территория здоровья», акции «Здоровое поколение — здоровая Россия», конкурс-фестиваль юных инспекторов движения «Безопасное колесо», рейды, создание сайтов и др., то есть все то, что актуализирует вопросы создания в образовательных учреждениях здоровьесберегающей образовательной среды, реализации программ спортивно-оздоровительной направленности, формирующих культуру здорового образа жизни.

Важным направлением деятельности в каждой школе, обеспечивающим формирование здорового и безопасного образа жизни, должна быть реализация профилактических программ и превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Это и составляет шестую группу требований.

Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников должна осуществляться комплексно, и результаты данной деятельности должны постоянно отслеживаться. В этом заключается содержание двух последних групп требований.

Вопрос. Какой эффект ожидается в результате введения данных требований?

Ответ. Вопрос очень непростой. Всем очень бы хотелось услышать ответ, что все дети станут здоровыми. Это, конечно, нереальный ответ.

Скажем так: выполнение названных требований всеми образовательными учреждениями будет способствовать сохранению здоровья обучающихся. А работа образовательных учреждений в данном направлении станет более системной.

Не могут дети быть успешными, а следовательно, и школа — лучшей, если в ней не решается главная задача: сохранение здоровья. Следовательно, деятельность общеобразовательных учреждений по охране здоровья обучающихся, воспитанников должна стать одним из ведущих критериев эффективности деятельности школы.

Вопрос. Принимались ли подобные требования ранее, что меняется с принятием нового документа?

Ответ. Ранее подобных федеральных требований не было. Каждое образовательное учреждение в рамках данного направления действовало самостоятельно.

В соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» в каждом образовательном учреждении должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Это должно быть отражено в уставе образовательного учреждения. Причем ответственность за создание данных условий несет руководитель образовательного учреждения.

Более того, в настоящее время разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785) и основного общего (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) образования, в соответствии с которыми основная образовательная программа школы должна включать «программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». Одновременно федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования и к условиям реализации основной образовательной программы.

Данные требования должны подготовить образовательные учреждения к введению ФГОС, поскольку кроме СанПиН не было документа федерального уровня, в котором были бы конкретизированы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

По сути дела образовательные учреждения с утверждением данных федеральных требований получили готовую «программу деятельности» на ближайшую перспективу в данном направлении.

Вопрос. Кто будет контролировать, чтобы требования выполнялись образовательными учреждениями на практике?

Ответ. Контроль выполнения федеральных требований будет осуществляться в установленном порядке. Порядок осуществления контроля и надзора в сфере образования устанавливается Правительством Российской Федерации[1]. Государственный контроль качества образования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования в школах субъекта Российской Федерации и принимают меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования.


[1] Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования».

 

Администратор образования №10, май 2011

В ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ГЛАВНАЯ| РУБРИКИ | АРХИВ НОМЕРОВ| ПРАВОВАЯ БАЗА| ПРИЛОЖЕНИЯ | НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ | ТРИБУНА | ПОДПИСКА | ЦЕНЫ | КОНТАКТЫ
© 2011 ООО "Администратор образования"

Т/ф.: 8 (495) 786-69-59  e-mail: ovd_r@mail.ru